Правовое регулирование «снежного» вопроса

6 января 2022

Природа нынче подарила нам снегопады... Снег падает большими хлопьями и мягко ложится на крыши домов, деревья, асфальт. Это волшебно. Каждая снежинка - как письмо с небес...

С другой стороны, ненарушенные снежные участки в городе содержат повышенные концентрации загрязняющих веществ по сравнению с участками неурбанизированных территорий и атмосферными осадками в виде снега. Снег, который убирают с автомагистралей и улиц города, подвергается дополнительному загрязнению за счет движения автотранспорта и активного использования противогололедных препаратов.

По мнению ряда экологов, таяние «снеговых свалок» приводит к загрязнению почв твердым нерастворимым осадком, поступлению загрязненных талых вод в поверхностные водные объекты и повышению концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Аккумулирование снегом загрязняющих веществ особенно заметно в пределах городской черты, где изобилуют источники выбросов (автотранспорт и т. д.).

Правовое регулирование «снежного» вопроса

При этом главные антропогенные источники поступления тяжелых металлов в атмосферу — предприятия по производству цветных металлов и сплавов, нефтепереработка, автомобильный транспорт, химическая промышленность.

Снег — это отходы или атмосферные осадки? Рассмотрим судебную практику по данному вопросу.

Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу (далее — Департамент) обратился в суд с исковым заявлением к ОАО «Сергиево-Посадское дорожное ремонтно-строительное управление» (далее — Общество) и Администрации городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (далее — Администрация МО) о взыскании с ответчиков солидарно в бюджет муниципального района суммы ущерба, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды вследствие нарушения природоохранного законодательства, в размере около 9,5 млн рублей.

Между Обществом и Администрацией МО был заключен муниципальный Контракт на содержание внутриквартальных дорог городского поселения Сергиев Посад, который включал работы по погрузке и вывозу снежной массы на стационарные места складирования снега, утвержденные Администрацией МО.

Департамент провел плановую проверку деятельности Общества, в результате которой выявил нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а именно размещение несанкционированной свалки отходов от зимней уборки улиц V класса опасности на открытом грунте (почвенный покров) земельного участка, используемого Обществом для складирования снега.

Департамент обратился в суд с заявлением о взыскании суммы ущерба, причиненного почвам. Суды первой, а также апелляционной инстанций отметили, что из актов отбора проб почв, грунтов, донных отложений, осадков очистных сооружений, шламов и отходов следует, что для проведения исследования отбирались образцы снегосодержащих коммунальных отходов от уборки улиц и автодорог, но не почвы.

В соответствии с действующим законодательством РФ вред почвам может быть причинен не только в результате загрязнения, но и в результате захламления земельного участка отходами производства и потребления. При этом презюмируется причинение вреда почвам самим фактом захламления почв отходами производства и потребления вне зависимости от концентраций загрязняющих веществ в почве.

При этом судами первой и апелляционной инстанций отмечено, что захламление земельного участка может быть осуществлено только твердыми производственными и бытовыми отходами, в том числе твердыми коммунально-бытовыми отходами.

Снег, образовавшийся на улично-дорожной сети, не относится к твердым производственным и бытовым отходам, так как представляет собой атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов или снежинок различной формы, выпадающие из облаков при температуре воздуха ниже 0 С и осевшие на поверхности земли и иных предметах.

Суд пришел к выводу, что вред почвам при отвале снега на земельные участки, не предназначенные для указанных целей, может быть причинен только в результате их загрязнения, а не захламления.

Судами первой и апелляционной инстанций также было отмечено, что земельный участок для складирования снега, не соответствующий требованиям, предъявляемым к местам размещения отходов, был определен Администрацией МО. Следовательно, вины Общества в причинении вреда окружающей среде не усматривается. На основании изложенного в удовлетворении исковых требований Департамента о взыскании ущерба, причиненного почвам, было решено отказать.

Вывод о том, что снег (снежные образования на улично-дорожной сети) не относится к твердым отходам производства и потребления, подтверждается также Письмом Минприроды России от 19.01.2010 № 12-44/377, в соответствии с которым снег в зимний период не относится к отходам производства и потребления.

В Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО), который утвердил Росприроднадзор Приказом от 22.05.2017 № 242, есть группа «73121100000 Отходы станций снеготаяния». В нее входит четыре вида отходов, связанных со снегом:

• 73121101724 — отходы с решеток станции снеготаяния;

• 731211 11394 — осадки очистки оборудования для снеготаяния с преимущественным содержанием диоксида кремния;

• 7312116120 4 — отходы снеготаяния с применением снегоплавильного оборудования, обезвоженные методом естественной сушки, малоопасные;

• 731211 62 20 5 — отходы снеготаяния с применением снегоплавильного оборудования, обезвоженные методом естественной сушки, практически неопасные.

Три вида отходов относятся к IV классу опасности. Но это не сам снег, а отходы с решеток станции снеготаяния, осадки очистки оборудования для снеготаяния и отходы снеготаяния с применением снегоплавильного оборудования.

Обращение со снегом относится к вопросам благоустройства, которые регулируются законодательством в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Данные вопросы отнесены на уровень субъектов Российской Федерации (в части ответственности) и органов местного самоуправления (в части правил обращения со снегом).

По общему правилу за уборку снега отвечает собственник территории (ч. 9 ст. 55.25 ГрК).

Обычно коммунальные службы муниципального района занимаются очисткой улично-дорожной сети города: проезжих частей и парковочных карманов дорог; тротуаров; пешеходных дорожек; ступеней пешеходных переходов; остановок общественного транспорта; платных парковок, которые находятся в муниципальной собственности; внутриквартальных проездов, которые связывают улицы и дворовые территории; скверов, бульваров, зеленых и прибрежных зон.

Сроки уборки определяет пункт 8 ГОСТ Р 50597-2017, утвержденный приказом Госстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст.

Уборку снега начинают после завершения снегопада или после выпадения каждых 5 см снега. Дороги сперва подметают, затем обрабатывают противогололедными средствами. Сделать это должны в течение 3 часов. После этого очищают обочины.

Тротуары чистят по таким же правилам, но в течение 5 часов с момента окончания снегопада. При необходимости очистку повторяют после выпадения каждых 5 см снега.

Снег, который счищают с проезжей части и тротуаров, коммунальные службы сдвигают в лотковые части улиц и проездов. Вывозят его в срок от 12 часов до 7 дней в зависимости от дороги и количества выпавших осадков.

Узнать о том, кто отвечает за уборку снега на интересующей вас территории, можно на сайте администрации города или района. Там же обычно размещают информацию о том, куда можно подать жалобу на ненадлежащую уборку, в том числе и электронно.

Вывозить убранный снег можно только на специально подготовленные места для его приема: это снегосвалки, снегоплавильные камеры, площадки для вывоза и временного складирования. Такие места определяют администрации муниципальных образований по согласованию с природоохранными органами и территориальным органом Роспотребнадзора.

Вопрос отнесения снега к группе «отходы от зимней уборки улиц» должен быть решен и нормативно закреплен для исключения споров о правомерности накопления и размещения снега на различных специализированных площадках.

Кроме того, необходимо решить, каким образом субъекты хозяйствующей деятельности должны определять нормативы образования снега как отхода и лимиты на его размещение, к какому классу опасности стоит отнести снег в случае признания его отходом, каким образом заполнять технический отчет, если снег является осадком, а не продукцией, образовавшейся в ходе технологического процесса. Также целесообразно определить объем требований к площадкам, на которых такой отход будет размещен.

Ирина Михайловна Гавриленко, юрисконсульт компании «Гавриш». Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2016 № 10АП-4647/2016 по делу № А41-62774/15.