Юбилей Крымского питомника «ГАВРИШ»

13 ноября 2024
Гости юбилейного семинара
Гости юбилейного семинара

В 2024 году питомник отмечает своё 20-летие

История нашего питомника началась в теперь уже далёком 2004 году с закладки поля плодовых подвоев. Затем был заложен демонстрационный сад плодовых культур, а в 2006 году — коллекция декоративных растений. А первые посадки декоративных культур на площади 1,5 га были сделаны в 2008 году. Первая очередь контейнерного производства, всего 0,6 га, была введена в 2010 году. Сейчас наш питомник — один из крупнейших в России. Это предприятие полного цикла производства, что особенно важно в современных реалиях. Мы занимаемся как вегетативным, так и семенным размножением хвойных и лиственных растений. Постоянно работаем над повышением эффективности размножения.

Надо сказать, что все планы на текущий год, озвученные в 2023 году (см. № 5 (83) за 2023 год), выполнены и перевыполнены. Продуманный ассортимент, высокое качество растений и разумная ценовая политика привлекают к нам всё новых и новых клиентов.

На свой юбилей мы пригласили партнёров, многие из которых стали нашими друзьями. Утром 6 сентября гости отведали чай с пирожками и другими кулинарными изысками и посмотрели выступление фольклорной группы. Прекрасные казачьи песни и пляски зарядили присутствующих хорошим настроением и энергией для экскурсии по полям и площадкам питомника.

Организаторы мероприятия, в центре Л. Каменских и менеджеры по продаже растений, слева направо: Н. Кугутенко, М. Бабак, Е. Искорестинская, Е. Баласанян
Организаторы мероприятия, в центре Л. Каменских и менеджеры по продаже растений, слева направо: Н. Кугутенко, М. Бабак, Е. Искорестинская, Е. Баласанян

Гостей разделили на несколько групп, каждую сопровождал менеджер, по пути к группам присоединялись агрономы, отвечавшие на возникающие вопросы. Маршрут был продуман заранее и тщательно хронометрирован, так, чтобы люди не устали, но при этом увидели все направления деятельности питомника: теплицы и площадки размножения и доращивания, поля с молодыми посадками хвойных, участки с эксклюзивным ассортиментом (привитые растения), а также с растениями, готовыми к выкопке, и саму механизированную выкопку хвойных.

После обеда гости прошли в рассадный комплекс, полюбовались на разнообразные горшечные растения, а в конференц-зале перед ними выступили докладчики.

Фольклорная группа обеспечила гостям хорошее настроение с утра
Фольклорная группа обеспечила гостям хорошее настроение с утра

Первый доклад о том, как наладить работу садового центра, представила кандидат с. х. наук, директор по развитию Крымского питомника «ГАВРИШ» Людмила Анатольевна Каменских. Что нужно для работы с розничным клиентом? Он пришёл конкретно к вам с твёрдым намерением приобрести какое то растение. Прямо сейчас. От вас требуются: отличное знание товара, умение правильно преподнести необходимую информацию и доброжелательность. Люди — едва ли не первый фактор, влияющий на успешность продаж. Как говорится, кадры решают всё. Потому что, какие бы растения ни стояли на площадке, сколько бы они ни стоили, если продавец не понравился клиенту, нагрубил, не так посмотрел, не то сказал, продать их будет невозможно. И, как показывает практика, к хорошему продавцу клиенты возвращаются и приводят с собой других, даже если цены будут немного выше средних, а садовый центр не соответствует европейскому уровню.

Разобрали, каков оптимальный штат сотрудников, какими должны быть должностные инструкции; как составляется план продаж в первый год работы (из расчёта минимального покрытия прямых затрат) и в дальнейшем (добавляют от 5 до 15 %, в зависимости от потенциала предприятия, к выполненному прошлогоднему плану), как происходит ценообразование.

Сосны в открытом грунте
Сосны в открытом грунте

Система акций и уценки товара. Скидочные акции и уценка — вынужденные, но необходимые меры. Бракованный по какому то показателю товар лучше продать дешевле или даже списать. Скидки на качественный материал могут означать, что нужен анализ ассортимента и, возможно, корректировка по составу или по количеству растений. Правильно организованные, обязательно анонсированные акции могут принести немалую выгоду, привлекая дополнительных покупателей, которые вместе с акционными, как правило, покупают другие растения из ассортимента и сопутствующие материалы.

Расстановка товаров на площадке, уходные и защитные работы и т. д. — ничего не было упущено в этом докладе.

Одна из групп гостей в поле питомника с агрономом открытого грунта Н.А. Храмовой
Одна из групп гостей в поле питомника с агрономом открытого грунта Н.А. Храмовой

Далее Людмила Анатольевна рассмотрела существующие в нашей стране варианты садовых центров, проанализировала их плюсы и минусы. Большие, расположенные в оживлённых местах многофункциональные предприятия, фактически торгово-развлекательные центры, в которых доля продаж живых растений составляет всего около 35 %. Это своего рода выставочные площадки, зарабатывающие в том числе на постоянных рекламных кампаниях продукции своих поставщиков.

Небольшие садовые центры также имеют свои плюсы: относительно невысокие затраты на содержание, быстрый оборот денег, возможность в короткие сроки наладить и при необходимости корректировать торговлю.

Для эффективной работы садового центра очень важно решить, на какого покупателя рассчитан ассортимент. Кто то позиционирует себя как самый дешёвый садовый центр (к ним относятся сетевые магазины «Лемана ПРО»). Кто то рассчитан на богатых клиентов и в их ассортименте всевозможные крупномеры, бонсаи и привитые растения — одним словом, эксклюзив. Кто то «заточен» под ландшафтников — относительно дешёвые крупномеры и растения одного сорта в больших количествах для живых изгородей в контейнерах, чтобы можно было высаживать круглогодично. И так далее.

На площадке с агрономом контейнерного производства Н.В. Орловой
На площадке с агрономом контейнерного производства Н.В. Орловой

Каждый выстраивает торговлю сам, исходя из возможностей: оборотных средств, площадей и т. д. Зарабатывать можно на всём.

Людмила Анатольевна считает, что садовый центр должен по максимуму охватить интересы разных категорий клиентов. На примере садового центра при Крымском питомнике она рассмотрела оптимальный ассортимент. Он должен быть достаточно широким. Конечно, есть специализация — продажа растений, выращенных в нашем питомнике. То есть прежде всего это ходовые сорта в больших количествах и по привлекательной цене, которые и дают основной доход (туя, можжевельник, спирея, пузыреплодник).

В садовом центре
В садовом центре

Но на площадке должны быть ещё редкие и экзотические культуры — для коллекционеров и ландшафтных дизайнеров. А также формированные растения (бонсаи, крупномеры), привитые, штамбовые и т. д. Цены на такой эксклюзив гораздо выше. Таким образом, каждый найдёт в нашем садовом центре что то интересное для себя. Не хватает только широкого спектра сопутствующих и других материалов. У нашего садового центра хорошие перспективы: он расположен возле оживлённой трассы, к тому же рядом — набирающий популярность дендропарк с лабиринтом из туй.

Выступление Оксаны Геннадьевны Белоус, доктора биол. наук, гл. н. с., зав. лабораторией, доцента ФИЦ СНЦ РАН (г. Сочи) «Основы минерального питания декоративных растений» вызвало огромный интерес слушателей. Если первый доклад был своего рода диалогом, потому что у каждого из присутствующих есть какой то опыт торговли растениями, то второй — буквально обучающая программа: виды удобрений, как они ведут себя в почве, как взаимодействуют с растениями в разных условиях и т. д.

Докладчики готовятся к выступлению
Докладчики готовятся к выступлению

Оксана Геннадьевна коснулась странного для XXI века мифа о том, что применять надо только органические удобрения, а минеральные лишь загрязняют почву. Конечно, нормы применения удобрений должны быть научно обоснованными. Рассчитать их просто, надо только воспользоваться давно разработанными нашими учёными-агрохимиками методическими указаниями. На самом деле всё уже посчитано — до нас. Правда, в основном это касается сельскохозяйственных растений, но при желании можно найти сведения и по декоративным. А кроме того, надо понимать, что минеральные удобрения кормят растения, а органические — почву.

Оксана Геннадьевна подробно рассказала о распространённых комплексных удобрениях — «триадах» (нитроаммофоска и другие) и особенностях применения каждого из них. А также о том, что поступление питательных элементов из удобрений в растения зависит от ряда факторов. Так, оптимальная температура для азотного, фосфорного и калийного питания +23…+25°C. При температуре ниже +10°C оно значительно снижается (калийное в меньшей степени). Но и при высокой температуре оно ухудшается из за снижения активности ферментов. Очень важен показатель рН: чем он ниже, тем ниже эффективность применения удобрений.

В ресторане
В ресторане

В докладе было подробно рассмотрено явление антагонизма ионов, при котором избыток одного элемента препятствует усвоению другого / других. Так, например, избыток калия блокирует поступление магния и кальция, а избыток кальция или калия, в свою очередь, — поступление железа. Но есть и такое явление, как синергизм ионов. Если содержание доступного калия в почве оптимально, облегчается усвоение азота и фосфора. При оптимальном содержании азота растение лучше усваивает калий, железо, фосфор, магний, цинк и др. Доклад сопровождался наглядным табличным материалом, присутствующие едва успевали фотографировать или записывать за докладчиком.

Читатели нашего журнала
Читатели нашего журнала

После семинара гости отправились в лучший ресторан города Крымска — «Южная ночь». Многочисленные перемены вкуснейших блюд, зажигательный концерт, лотерея и конкурсы с весьма полезными призами в виде профессионального садового инструмента, дружеские беседы — так завершился этот замечательный день.

Фото Н. Вакатова и С. Полянской