Рынок моркови и продуктов переработки в России: состояние и перспективы развития
РАЗВИТИЕ СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ В РОССИИ - СТАГНАЦИЯ НА ФОНЕ СОКРАЩЕНИЯ ПОСЕВНЫХ ПЛОЩАДЕЙ И ВАЛОВЫХ СБОРОВ
Эксперты «ГК Интерагро» зафиксировали сокращение производства моркови в среднем на 3% в год. Основные причины - методичное сокращение посевных площадей, дефицит мощностей для хранения и отсутствие организованного сбыта у малых форм хозяйствования.
Морковь столовая - одна из основных овощных культур, производство которой в мире стабильно увеличивается. Так, посевные площади моркови, по данным ФАО, за период с 2000 по 2020 год увеличились на 13%, валовые сборы - в 1,9 раза, достигнув к 2020 году 1,1 млн га и 41 млн тонн соответственно.
Россия входит в число мировых лидеров по производству моркови столовой. Однако производители сталкиваются с рядом системных проблем, включая технологическое отставание, медленное внедрение инноваций в производство, рост цен на производственные ресурсы, отсутствие организованного сбыта продукции у малых форм хозяйствования, дефицит мощностей хранения продукции, недостаточность государственной поддержки овощеводства открытого грунта. На этом фоне за период с 2012 по 2021 год наблюдалось сокращение посевных площадей под морковью, в среднем на 3% в год в целом по всем категориям хозяйств и в организованном сегменте.
К 2021 году посевные площади моркови снизились с 59,5 до 45,3 тыс. га.
Несмотря на сокращение за последние 10 лет, в структуре посевных площадей и валовых сборов по-прежнему превалируют хозяйства населения: по итогам 2021 года их доля составила 52% и 41% соответственно. Низкая инновационная активность и невозможность внедрения новых технологий в производство в данных категориях хозяйств в России приводит к технологической отсталости и, как следствие, к стагнации сырьевой базы.
После некоторого роста в 2019, 2020 и 2021 годах валовые сборы моркови в России продолжили снижение: сказались проблемы с урожайностью на фоне неблагоприятных погодных условий, проблемы с привлечением рабочей силы на сезонные работы, а также рост материальных затрат на производство продукции вследствие пандемии коронавируса. По итогам 2021 года производство сырой моркови в России составило 1,3 млн тонн, что на 5% ниже уровня предыдущего года.
Указанные проблемы с самообеспеченностью России сырой морковью поддерживают импорт на уровне 10-12% от совокупного объема ресурсов моркови в год. Однако при оценке в расчете на объемы промышленного выращивания моркови в России (сельхозорганизации) доля импорта превышает 30%. По итогам 2021 года объем импорта моркови в Россию восстановился после влияния пандемии коронавируса и составил 186 тыс. тонн, что на 17% выше, чем в предыдущем году. Основными поставщиками моркови в РФ являются Израиль, Китай, Беларусь, Египет, Киргизия. Поставки моркови отличаются выраженной сезонностью. Наибольшие объемы приходятся на март-июль - в период дефицита урожая отечественной моркови на рынке.
По прогнозам Минсельхоза России, производство овощей открытого грунта к 2025 году должно увеличиться на 25% по сравнению с уровнем 2020-го. В то же время экспертное сообщество подчеркивает, что существующая государственная поддержка отрасли овощеводства недостаточна. Производителей овощной продукции поддерживают в рамках стимулирующей субсидии, размер которой снижается. Так, на 2022 год на эту меру заложено 20 млрд руб. при уровне 2021 года в 25 млрд руб. Также отмечается сокращение количества овощеводческих хозяйств. В этих условиях бизнес указывает на необходимость разработки программы комплексной поддержки производителей овощей открытого грунта.
По мнению экспертов «ГК Интерагро», без существенного увеличения объема и расширения мер государственной поддержки посевные площади под морковью столовой в России продолжат сокращаться. «По нашим прогнозам, мы можем терять в среднем 3-5% площадей в год. Такими темпами к 2026-му они могут снизиться до 39 тыс. га, - комментирует происходящее Роман Нуриев, коммерческий директор «ГК Интерагро». - В этих условиях существенного роста валовых сборов моркови ожидать не приходится», - подчеркивает эксперт.
Основным фактором возможного роста производства моркови остается рост урожайности. В целом за 2012—2021 годы урожайность овощей открытого грунта возросла на 12%. Кроме того, ситуацию несколько выравнивает точечное принятие программ развития овощеводства открытого грунта в отдельных регионах, например в Ставропольском крае, где к 2024 году планируют увеличить производство овощей в 2 раза по сравнению с 2020 годом за счет развития орошения и товаропроводящей инфраструктуры. Однако в целом потенциал развития сырьевой базы производства моркови в России останется нереализованным в среднесрочной перспективе.
ПЕРЕРАБОТКА: ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС НА ПРОДУКТЫ ЗОЖ ПОДОГРЕВАЕТ РЫНОК
По оценкам Плодоовощного союза, около 50% урожая овощей открытого грунта идет на переработку, и морковь входит в ряд наиболее популярных позиций. Среди направлений переработки моркови в России, как и на мировом рынке, лидируют два сегмента: замороженная продукция и консервы. По оценкам агентства Mordor Intelligence, мировой рынок моркови за период с 2022 по 2027 год должен увеличиться в среднем на 4% в год.
Сегмент замороженных овощей, по прогнозам Mordor Intelligence, в перспективе до 2026 года будет увеличиваться в среднем на 4% в год под влиянием ускорения урбанизации и роста доходов в развивающихся странах, переключения потребительских предпочтений в сторону «удобной» пищевой продукции. Развитие инноваций в производстве замороженных овощей, усовершенствование упаковки и круглогодичная доступность также поддерживают спрос на этот вид овощной продукции. Кроме того, замороженные овощи набирают популярность в качестве полезных закусок и полуфабрикатов.
За период с 2017 по 2021 год объемы производства замороженных овощей в России увеличились в 2 раза, достигнув, по данным Росстата, 128 тыс. тонн по итогам 2021 года. Ведущим производителем замороженных овощей в России является ЗАО «Хладокомбинат Западный» (Московская область), занимающий свыше 20% объема рынка. Компания владеет двумя перерабатывающими предприятиями - в Республике Адыгея и Московской области. Оба предприятия осуществляют полный цикл переработки овощей и выпускают широкий ассортимент продукции, включая очищенные, вымытые, термообработанные, нарезанные и упакованные овощные продукты глубокой заморозки со сроком хранения 18-24 месяца. Компания производит продукцию под торговой маркой «4 сезона», а также занимается контрактным производством по заказу сетей «Лента» и «Дикси». В число лидеров в производстве замороженных овощей в России входят и ООО «ТД «Покоторг» (Москва), ООО «Трио-Инвест» (Московская область), ООО «Белгородские овощи» (Белгородская область), ООО «Ортика Фрозен Фудс» (Москва).
Активный рост производства замороженных овощей в среднем на 15% в год обусловлен ростом потребительского спроса на фоне ускорения ритма жизни населения, увеличения доходов городского населения, популяризации здорового питания. Одновременно с этим сохраняется значительная доля импорта в данном сегменте овощной продукции, практически в 3 раза превышающая объем производства. По оценке «ГК Интерагро», доля импорта замороженных овощей в России по итогам 2021 года составила свыше 70%. Развитие производства замороженных овощей в России сдерживается отсутствием высококачественных, надежных и доступных в финансовом отношении флюидизационных скороморозильных аппаратов.
Мировой рынок овощных консервов оценивается в 11 млрд долларов США по итогам 2020 года. По прогнозам Global Industry Analysts, за период до 2027 года среднегодовой рост рынка составит 4%. При этом сегмент консервированной моркови остается одним из самых перспективных в этой товарной группе овощной переработки. Производство овощных консервов в России по итогам 2021 года составило 635 млн тонн, что на 18% больше уровня 2017-го. Наибольшее влияние на рынок консервированных овощей оказывает конкуренция с зарубежными производителями, а также медленное развитие спроса, связанное с сохранением привычки к домашнему консервированию овощей. По оценке «ГК Интеграгро», доля импорта в ресурсах овощных консервов в России составляет свыше 30%. Лидерами по поставкам овощных консервов в Россию являются Китай и Испания.
Одним из перспективных направлений переработки моркови является также сегмент пюре и паст. На морковное пюре приходилось 15% всего мирового рынка овощных пюре по итогам 2020 года, или 1,4 млрд долларов США. По прогнозам агентства Mordor Intelligence, в периоде с 2021 по 2028 год следует ожидать, что рынок овощных пюре будет ежегодно увеличиваться в среднем на 5,4%. На фоне роста популярности здорового образа жизни население включает в ежедневный рацион овощные пюре. Потребители стараются заменить животный белок растительным, что также поддерживает спрос на данную продукцию. В России объем производства овощных пюре и паст по итогам 2021-го составил, по данным Росстата, 621,3 млн условных банок, что в 3,8 раза больше уровня 2017 года.
Растущий спрос на бэби-морковь, используемую в качестве снеков, органическую продукцию из моркови и морковные соки на фоне укрепления потребительской тенденции к здоровому образу жизни являются основными драйверами мирового рынка свежей моркови. Возрастает осведомленность потребителей о питательной ценности моркови в ежедневном рационе. Морковь богата бета-каротином, а также содержит витамины С и К, калий, клетчатку в больших количествах. На этом фоне в мире растет использование моркови в салатах, в качестве снеков и для приготовления различных блюд. Развитие потребительского рынка и растущая популярность готовых упакованных продуктов питания делает сегмент бэби-моркови лидирующим в темпах роста на общем рынке моркови и продуктов ее переработки. Наибольший спрос на бэби-морковь приходится на США, Германию, Канаду, Великобританию, Францию и Китай. Так, например, в США данный сегмент занимал 54% рынка моркови по итогам 2019 года. Один из ведущих американских производителей охлажденных напитков Bolthouse Farms запустил в 2019-м маркетинговую кампанию «Бэби-морковь - ешь ее как фастфуд!». Основная цель кампании - замена вредной еды быстрого приготовления полезной для здоровья овощной продукцией. В России данный сегмент переработки моркови также набирает популярность. По данным Росстата, производство резаных овощей, расфасованных в пакеты, составило по итогам 2021-го 29,9 тонны, что в 4,6 раза превышает уровень 2017 года.
Сегмент сушеных овощей, а также производство мелкодисперсных натуральных пищевых порошковых концентратов все еще недостаточно развиты в России в настоящее время. По экспертным оценкам, в РФ действуют несколько десятков производителей сушеной овощной продукции. Однако они не формируют рынка, так как производят товар в недостаточном количестве и значительно различаются ассортиментом представленной продукции. Наиболее крупными игроками на рынке сушеной продукции являются группа компаний DRY FOOD (Республика Чувашия), ООО «Феруза Лайн» (Москва) и группа компаний «ТАВ» (Республика Чувашия).
Уменьшение в продуктах сахара, натуральность и безопасность продукции без искусственных добавок, глубокая переработка продукции, которая позволит потребителям тратить меньше времени на приготовление еды дома, шоковая заморозка свежих овощей, а также рост популярности инновационных овощных продуктов и снеков - вот основные потребительские тенденции российского и мирового рынков продукции переработки моркови, - отмечает Екатерина Бабаева, генеральный директор «Интерагро». - Они будут определять рынок в среднесрочной перспективе».
Роман Нуриев, коммерческий директор ООО «ГК Интерагро»