Овощные тенденции

29 ноября 2024
Овощные тенденции

Спусковым крючком для развития отрасли стало введение эмбарго. Именно в тот момент все поняли, что отечественный рынок пустой: нет сезонных овощей ни из защищенного грунта, ни из открытого грунта.

Конец 2014-2015 года показал, что у нас в РФ практически отсутствуют современные теплицы. Следовательно, нет овощной продукции, которая в течение года могла бы поступать на рынки и в торговые сети. И этот период стал отправной точкой для развития отрасли, став локомотивом АПК, и показал в дальнейшем сногсшибательные темпы роста. Несмотря на ежегодный рост цен на продукцию, электроэнергию, трудозатраты, отрасль сельского хозяйства показывает стабильный рост.

Отдельный сегмент в АПК – отрасль защищенного грунта. За последние 10 лет в России построили гораздо больше площадей для защищенного грунта, чем в любой другой стране за этот же период. Сегодня на территории нашей страны работает более 1200 гектаров высокотехнологичных промышленных теплиц 4 и 5 поколений, оснащенных ассимиляционным досвечиванием, с круглогодичным циклом производства и сбора урожаев. Для РФ, принимая во внимание не слишком благоприятные климатические условия большинства регионов, светокультура, автоматизированные системы и передовое тепличное оборудование особенно важны. Хотя, следует признать, с точки зрения географии распределение таких теплиц по субъектам очень неравномерно.

Основной вопрос, который беспокоит большинство предпринимателей, где же строить теплицы, чтобы получать стабильный доход, достаточный не только для своевременного возврата вложенных инвестиций и банковских кредитов, но и для развития производства и сбыта? Конечно, на первом месте центральный регион с огромной концентрацией населения. Сбыт тепличной овощной продукции здесь возможен в любое время, особенно в холодное и темное.

Овощные тенденции

Европейская часть России застроена теплицами современного формата. Урожайность в таких теплицах высокая. Стоит сказать и про типичный ассортимент передовых тепличных комплексов. Отдельные предприятия ЦФО, СКФО и ЮФО выбирают монокультуру огурца, томата или зеленных, но большинство предпочитает широкую сортиментную матрицу. Чаще всего в сортимент томатов входят среднеплодные круглые красные и цветные, бифы, кистевые, сливовидные, черри, коктейльные; сортимент огурцов несколько уже: среднеплодные гладкие и бугорчатые, длинноплодные, короткоплодные бугорчатые и гладкие, корнишоны. Широкий ассортимент и сортимент – требование времени, ведь для современного потребителя очень важно иметь выбор. Вспомним, что 8–10 лет назад даже в крупных городах на полках магазинов в лучшем случае был один-два вида томатов и огурцов, сегодня такое предложение возможно только в совсем жестких дискаунтерах.

Если говорить о выращивании овощей в восточной части России, то там все намного сложнее. Сетевой ретейл в Сибири и, тем более, на Дальнем Востоке, развит намного хуже, чем на европейской части РФ, производителям нередко приходится самим организовывать весь процесс – от посевов до логистики. Это, в конечном счете, отражается на стоимости продукции. Основная часть расходных материалов, семян, удобрений, технического оснащения для теплиц сосредоточены либо за рубежом, либо в европейской части России, их логистика обходится недешево. Электроэнергия для теплиц Крайнего Севера и Дальнего Востока продается по совершенно другим тарифам, а ее физическая доступность намного ниже. Не удивительно, что цены на овощи защищённого грунта в ДФО опережают цены в Москве в 2–2,5 раза, и это не может не сказываться на объемах потребления. Конечно, ценовая политика сильно ограничивает потенциал и емкость рынка, в итоге развитие в дальних регионах идет очень медленно. Государство возобновило возвраты капексов для тепличников ДФО и Крайнего Севера, но пока все еще затраты инвесторов и риски бизнеса превышают все профиты, которые готово дать государство.

В то же время, в России уже сегодня есть регионы с перепроизводством огурца, что сдерживает галопирующий рост цен и ведет к необходимости расширения географии сбыта производителей.

Овощные тенденции

ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Нужно обратить внимание на экспорт. Наша продукция конкурентоспособна, и вполне смогла бы быть достойно представлена зарубежным покупателям, особенно в высокий сезон. С ноября до марта в европейских странах многие теплицы перестают работать, так как стоимость энергоносителей кратно возрастает.

Производителям просто невыгодно заниматься производством, ведь покупатели не будут приобретать овощи по таким высоким ценам. И в данном случае мы вполне могли бы поставлять свои огурцы, выращенные в светокультуре, на европейский рынок. Единственное, что сейчас мешает это сделать, – ограничения по политическим соображениям. Но мы очень надеемся, что этот вопрос в скором времени можно будет уладить. Тем более что многие современные теплицы строились с учетом продажи продукции за рубеж. Сети Германии и Польши готовы были принимать нашу овощную продукцию уже 3–4 года назад. Тестовый экспорт показал, что овощи хорошо воспринимаются покупателями.

Свежие огурцы нельзя экспортировать за десятки тысяч километров, поэтому у данной продукции есть ограничения по географии распространения, однако, несмотря на это, огурцы все еще остаются хорошим продуктом для экспорта для производителей и покупателей.

Салат – нежный продукт. Как и огурец, транспортировка на дальние расстояния просто невозможна. Салат необходимо реализовывать рядом с тем местом, где он производится, поэтому небольшие салатные комплексы необходимо строить около крупных центров потребления.

Овощные тенденции

СЕМЕНОВОДСТВО

Вопрос, который до сих пор остается болезненным, связан с семенами. В советское время была хорошая селекционная школа, но после перестройки, к сожалению, почти 30 лет работы и наработок просто пропали. Компании, которые каким-то образом были связаны с семенами, находились на дотациях государства или у крупных предприятий, и после развала Советского Союза, никто не решился взять на себя ответственность и затраты. Семеноводство характеризуется длительным периодом окупаемости, и в дальнейшем в селекционный и семеноводческий бизнес почти никто не решился идти, в отличие от товарного производства овощей. Это сильно сказалось на производстве отечественных семян. 

Например, семян для светокультуры до недавнего времени вообще не было. Единственная частная компания в РФ, которая стала первой заниматься производством отечественных семян для промышленного производства в защищенном грунте, – компания «ГАВРИШ». С точки зрения объемов, они могли бы быстро закрыть рынок. И многие антрацитовские теплицы, которые начинали работу еще в Советском союзе, успешно используют семена «ГАВРИШ», но большинство теплиц со светокультурой пока не могут перейти на отечественные семена или перейти на них так быстро, как хотелось бы. Необходимо подобрать верную технологию выращивания под новые гибриды.

В последнее время крупные холдинги, такие как «АПХ ЭКО-культура», решили заняться строительством собственных селекционных площадок для того, чтобы обеспечить свои комплексы семенами.

Овощные тенденции

ПОТРЕБЛЕНИЕ ОВОЩЕЙ

Если говорить о среднем потреблении овощей (без учета картофеля), то на душу населения приходится около 104–105 кг. Из этого числа на тепличные овощи приходится почти 16 кг. И это с учетом весьма высоких цен на тепличную продукцию. Например, в Москве в рознице в феврале-апреле 2024 г. стоимость черри-томатов составляла 1000-1400 рублей в пересчете на килограмм.

Черри – дорогой сегмент, но люди все равно покупают этот вид томатов. Тепличники ориентируется на запросы сети, сеть – на запросы потребителей.

Если сравнивать текущее потребление свежих овощей с потреблением десятилетней давности, то с уверенностью можно сказать, что ранее россияне покупали заметно больше огурцов, чем томатов. Анализ мировых тенденций показывает, что огурцов люди потребляют в 3–4 раза меньше, чем томатов. Сегодня и в России тепличных огурцов приходится в среднем около 6 кг на человека в год, а томатов 8 кг, то есть мы постепенно переходим на более традиционную и привычную для всех людей в мире культуру потребления.

ОТКРЫТЫЙ ИЛИ ЗАЩИЩЕННЫЙ ГРУНТ?

Сетевой ретейл предпочитает работать с производителями защищенного грунта. В первую очередь это связано с тем, что выращивание тепличных овощей более экологично. В теплицах современного типа происходит регулярная смена субстрата, обработка и дезинфекция теплиц, комплекс защитных мероприятий.

В открытом грунте фермеры не могут менять грунт после каждого оборота и гарантировать урожайность в силу климатических изменений и особенностей структуры почвы.

Автор: Тамара РЕШЕТНИКОВА, исследовательская компания «Технологии Роста»