Размышления о саде
Разговор о растениях для сада начался с общих рассуждений о саде (Питомник и частный сад, 2019, № 3). Но об этом стоит поговорить поподробнее. Ведь долгие годы в нашей стране садоводство воспринималось в основном как выращивание плодового сада.
Мне могут возразить, вспомнив Летний сад в Санкт‑Петербурге, Кусково в Москве, прекрасные парки Павловска, Царского Села, Петергофа и другие. Да, прекрасные сады и парки у нас есть. Но они украшали крупные дворянские усадьбы. А вот устойчивой традиции декоративного садоводства, индивидуальных садов – нет.
Стиль модерн («le style moderne») промелькнувший яркой кометой на рубеже XIX–XX веков и оставивший после себя подлинные шедевры прикладного искусства, архитектуры, живописи, к сожалению, практически не оставил зримые памятники в садоводстве. Катаклизмы, обрушившиеся на Европу с началом Первой мировой войны в 1914 году, привели к их исчезновению. Воспоминания о них дошли до нас по описаниям и сохранившимся эскизам. А он для ландшафтного искусства России стал, пожалуй, «Золотым веком». Ведь размах дачного строительства того времени можно в какой‑то мере сравнить с днём сегодняшним. Искусство садоводства в этот период в России достигло расцвета. Подбору растений, которые предлагали питомники в тот период, можно отчасти позавидовать и сегодня, а искусство оформления садов могло бы стать эталоном, если бы не революционные бури последующих лет. Неслучайно имена Арнольда Регеля и Рудольфа Катцера мы вспоминаем с благоговением. Возможно, стиль модерн и определил бы лицо русского частного сада, сделав его заметным в мировой истории садоводства, но время распорядилось иначе: долгие годы было не до частных садов.
После Великой Отечественной войны стали появляться садовые товарищества, предназначенные для обеспечения граждан плодово‑ягодной продукцией. Конечно, на выделенных участках садоводы выращивали и декоративные растения, а отдельные индивидуальные сады были очень красивыми, но они не определяли тенденции и не создавали садовой культуры. И даже периодически появлявшиеся в журнале «Цветоводство» фотографии таких садов погоды не делали.
В 1990‑е годы в страну буквально хлынули невиданные ранее растения и цветы. Появилось массовое увлечение садами. При этом многие стали самостоятельно создавать сады, ведь это очень увлекательное занятие. Более обеспеченные граждане приглашали ландшафтных дизайнеров. Однако, учитывая количество появившихся садов, действительно красивых, гармоничных ничтожно мало. И это естественно, поскольку, как отмечено выше, культуры создания садов у нас нет. А есть мифы и мнения.
Кто создавал сады сам, считал, что если посадить много цветов и других декоративных растений, то родится красивый сад. Но оказывалось, что растения есть, а сада нет. Даже обилие королевы сада Розы ситуацию не спасало, а «английский» газон не превращал сад в английский.
Садоводы, доверившиеся ландшафтным дизайнерам, оказались не в лучшей ситуации. И это тоже неудивительно, ведь специалистов практически не было, были желающие на этом заработать, и мы, наивно полагающие, что без нашего участия можно создать сад нашей мечты.
Проблема многих отечественных садов в том, что они «плоские» – газон и цветы. И даже во время цветения ощущается нехватка объёма.
А поздней осенью, зимой и ранней весной они «пустынны». Садам часто не хватает деревьев и кустарников, которые и создают трёхмерное пространство, рисуют «картинку» даже при отсутствии цветов. Помню, когда я начинал увлекаться цветами, увидел в Каунасе сад, в котором росли только хвойные, но как же он был красив! Хотя строился он на сочетании различных форм и размеров и на минимальных переходах оттенков зелёного, жёлтого и сизого цветов. А единственная в саду плетистая красная роза действительно была его Королевой. Прошли десятки лет, я видел множество садов, а этот так и остался в памяти.
Если вы задумались о саде или его переделке, не важно, решили вы взяться за дело сами или пригласить ландшафтных дизайнеров, вы должны решить, что хотите иметь в саду. Следует выделить функциональные зоны: огород, детская площадка, зона барбекю, зона, где можно уединиться, зона для активного отдыха и т. д., и, конечно, сам сад, который всё это должен объединить. Когда вы распишете «хотелки», их надо будет соотнести с площадью участка и, скорее всего, отказаться от некоторых из них.
Второе – следует задуматься, какой стиль сада вам нравится. Сейчас время свободного самовыражения и строгой приверженности к каноническим стилям нет, но это не значит, что вы не можете быть поклонником какого‑то направления, к примеру, упоминавшегося стиля модерн, или вам будет близок английский или японский сад.
В общем, все стили можно поделить на два основных: регулярный, строго геометрический, и природный, со свободной планировкой. Возможно их сочетание в одном саду. Кажется, что регулярный сад легче спланировать и за ним легче ухаживать. Это не так, сделать регулярный сад нескучным, интересным – непростая задача. И уход за ним сложен, поскольку любая недоделка, «недоуход» сразу бросается в глаза. Так, непрополотый участок в саду свободной планировки не так заметен, а в регулярном сразу бросится в глаза. Если в регулярном саду после зимы в квадрате из 9 роз (3 × 3) выпала одна, это сразу станет видно, а при свободном массиве из 9 роз, «заделать» образовавшуюся пустоту легко посадкой подходящего растения. Добавить же нужную розу в регулярной посадке быстро не получится. Хорошо предусмотреть в саду хотя бы небольшой водоём, который станет в нём изюминкой. В регулярном саду надо будет добиваться идеальной чистоты воды. В пейзажном, если появится ряска, а скорее всего, так и будет, это абсолютно естественно.
Затем необходимо подумать об объёмно-пространственной структуре сада. Если вы поручите работу ландшафтным дизайнерам, это будет совместное творчество. Помните, вы должны объяснить специалисту, что вы хотите получить в итоге, рождение вашего сада без вашего участия невозможно.
Если вы создаёте свой сад сами, то сами определяете его структуру, при этом следует учитывать строения и деревья не только свои, но и соседей. Вы выявляете существующие видовые точки и те, что появятся в результате создания сада. Это нужно для анализа открывающихся с этих точек видов. Вы идёте к дому, и вам надо, чтобы эта дорожка вас радовала; вы часто проводите время на террасе сада, и вам важно, чтобы открывающийся вид доставлял удовольствие. Необходимо нарисовать план участка с его строениями, дорожками, деревьями, рослыми кустарниками, а также видимые строения и растения соседей. На травянистые растения и низкорослые кустарники внимания не обращайте, их всегда можно будет пересадить. С планом вам легче будет понять, что и куда из деревьев и кустарников стоит посадить, а может быть, от чего‑то придётся избавиться.
На первом этапе рассматривать надо деревья, рослые кустарники и малые архитектурные садовые формы (МАФ): арки, шпалеры, перголы – элементы, которые создают вертикали, объём. При этом учитывать надо не только декоративные растения, но и плодовые – всё, что создаёт структуру сада, его облик. Это становится ясно поздней осенью, когда облетает листва и отмирают травянистые растения. Если сад хорошо спланирован, он будет красив с поздней осени до ранней весны. В это время объём создают не только хвойные, но и немногочисленные вечнозелёные лиственные, зимующие в нашей полосе, а также трёхмерная графика ветвей деревьев. Словно для осеннего и зимнего сада создан бересклет крылатый (Euonymus alatus). Осенью он сразу приковывает внимание пылающей карминовой листвой, а зимой выделяется широкой округлой кроной с густой сетью четырёхгранных побегов с пробковыми «крыльями», на которых задерживается снег, превращая куст в эффектное снежное творение. Сразу бросаются в глаза зимой экзотические формы лещины обыкновенной (Corylus avellana) ‘Contorta’ и двух сортов ивы (Salix) – ‘Свердловская Извилистая I’ и ‘II’. Их искривлённые и закрученные побеги, переплетаясь, «рисуют» замысловатый узор, украшающий зимний сад.
Хвойные растения позволяют раскрасить сад зимой в зелёный, жёлтый, голубой цвета, когда так не хватает красок. Но красок добавляют и лиственные растения с красиво окрашенной корой. Яркими красными побегами привлекают различные дёрены – белый (Cornus alba) ‘Sibirica’ и ‘Elegantissima’, кроваво‑красный (C. sanguinea) ‘Midwinter Fire’. Жёлтые краски вносят в сад побеги дёренов отпрысковых (C. stolonifera) ‘Budd’s Yellow’, ‘White Gold’ и кроваво‑красного ‘Winter Flame’ с пылающими оранжевыми побегами. Липа мелколистная (Tilia cordata) ‘Winter Orange’ осенью радует жёлтой листвой, а зимой молодыми жёлто‑оранжевыми побегами. У клёна зеленокорого (Acer tegmentosum) очень декоративный ствол с гладкой зелёной корой с продольными белыми полосками у молодых растений и с серой корой, покрытой сетью белых прожилок, у старых. Привлекательны и тёмно‑вишнёвые ветви с крупными розовыми почками.
Зимний сад способны украсить и плоды, например, декоративных яблонь. Кстати, сейчас я понимаю, что поразивший меня хвойный сад – это не мой сад. Я ценю в садах постоянное преображение, смену «декораций». А хвойный сад постоянен, «зимой и летом одним цветом».
Чтобы сад родился быстро, высаживают взрослые растения, крупномеры. Это очень дорогое удовольствие, к тому же без специалистов и соответствующей техники не обойтись. Если таких ресурсов нет, придётся покупать молодые невысокие растения и ждать, когда они вырастут. Отсутствие объёма частично можно компенсировать использованием различных МАФ и лианами. Например, вы посадили молодое хвойное конусовидно дерево. За ним вы можете сделать деревянную пирамиду и пустить по ней лиану, что позволит создать необходимую вертикаль. Когда дерево вырастет, деревянная пирамида придёт в негодность, а лиану надо будет пересаживать на новое место для омоложения. Кстати, в верхнем саду К. Моне (Живерни, Франция), который решён как цветочный сад, для придания объёма широко используются различные опоры для вьющихся растений. Вертикаль на летний сезон помогут создать и некоторые рослые многолетники (цимицифуги (Cimicifuga), посконники (Eupatorium) и др.). МАФ стоит использовать и на постоянной основе для украшения сада и придачи ему индивидуальности.
Сегодня выбор декоративных растений огромный, но невозможно посадить всё, что понравится. Да, много карликовых деревьев, но карлики они по сравнению с их дикорастущими родственниками, а для небольшого участка зачастую не годятся. Поэтому надо осторожно относиться к заверениям продавцов, к тому же в каталогах часто приводят габариты дерева в 10‑летнем возрасте, но оно живёт и растёт гораздо дольше. Надо выбирать те виды и сорта, которые переносят экстремальные ситуации нашего климата, и места, где расположен ваш участок. Ведь когда гибнет рослое дерево, оно сразу разрушает структуру сада, а потерю быстро не восполнишь. Если же вы не можете удержаться, и вам обязательно надо завести магнолию, катальпу, абрикос и т.п., надо создать композицию с ней так, чтобы потеря осталась незамеченной для непосвящённых. Конечно, никто не запрещает после каждой экстремальной зимы начинать всё с чистого листа, но лучше всё‑таки иметь костяк, который будет «держать» сад, несмотря на капризы погоды.
Надо также учитывать скорость роста деревьев и кустарников. Одни древесные растут быстро (ива, можжевельник), другие медленно (сосна, пихта, бархат), при этом быстрорастущие часто недолговечны, а медленнорастущие – долгожители. Это необходимо учесть по двум причинам. Во‑первых, в случае использования деревьев с разной скоростью роста задуманная композиция может так и не реализоваться. Быстрорастущие обгонят своих партнёров, а кога те наберут нужный рост, первые уже состарятся, потеряют декоративность и их придётся заменять. Вторая причина связана с вашими ожиданиями. Вы создаёте сад для себя или вы хотите, чтобы он стал садом вашей семьи на поколения. Если вы не заглядываете далеко вперёд, то, высадив быстрорастущие культуры, вы увидите плоды своего труда в самом расцвете. Но вашим детям и уж точно вашим внукам придётся переделывать сад. Если же вы мечтаете о том, что ваши внуки будут с гордостью говорить: «Этот сад посадил мой дед (прадед)», – тогда надо использовать медленнорастущие культуры, которые абсолютно устойчивы в вашей местности.
К сожалению, дети и внуки далеко не всегда могут оценить наши старания. К тому же они часто заводят свои участки, желая стать там полновластными хозяевами.
Наверно, наиболее разумным вариантом выглядит сад, в котором используются оба типа древесных. Быстрорастущие позволят относительно быстро родиться саду и радовать своих хозяев, а медленнорастущие создадут новую картину к концу вашей жизни и позволят наследникам иметь костяк сада. При такой комбинации важно выбирать места для медленнорастущих так, чтобы их не заглушали быстрорастущие.
Второй момент, на который хочется обратить внимание, это оценка количества древесных культур. Любители цветов должны понимать, что по мере разрастания деревьев и кустарников площадь цветников будет уменьшаться.
В этом, если задуматься, большая ценность древесных культур. С годами всё труднее ухаживать за растениями, и если травянистых растений много, сил на них уже не хватает. А если красота вашего сада всё больше определяется деревьями и кустарниками, а многолетники постепенно сходят, то сил вы тратите меньше, а сад по‑прежнему красив, красив гармонией форм, а не обилием красок. Трудность оценки в том, что сложно предсказать свои силы и желаниe иметь побольше красивых цветов. Если места для них почти не останется, а желание и силы будут, придётся чем‑то жертвовать, а это всегда тяжело.
Хотя цвет и цветы – наиболее яркое эмоциональное средство выражения в саду, не менее, а может быть, более важно правильно построить композицию с учётом размеров и форм растений. Именно форма деревьев и кустарников, а также их расположение задают стиль сада. Формированные деревья и кустарники, высаженные в строгом геометрическом порядке, характерны для классических регулярных канонов и современных геометрически‑абстрактных решений. В последние годы их часто используют и в пейзажных садах. Но помните, что формированные растения вам придётся регулярно стричь и обвязывать на зиму, чтобы мокрый снег их не испортил.
Свободное расположение деревьев и кустарников с различной формой кроны отвечает пейзажному стилю. В этом случае следует создавать гармоничные композиции, построенные на различии размеров и форм кроны. Вариантов построения таких композиций, как и различных форм деревьев и кустарников, огромное множество. Группы можно делать как плотные, так и сквозистые, но при этом они должны иметь чёткие очертания. Границы посадок должны быть плавными, естественными. В небольших группах предпочтительно использовать нечётное количество деревьев и кустарников. Как правило, беспроигрышны группы, основанные на сочетании рослых узких вертикальных крон с более низкими раскидистыми.
Растения с красивой раскидистой кроной лучше использовать в посадках с «лидирующим» солистом, подбирая к нему более низкорослых компаньонов, подчёркивающих красоту солирующего дерева. Подчёркивать солистов могут стелющиеся древесные растения. Но их должно быть мало, так как во взрослом состоянии они займут большую площадь.
Другой выразительный язык живых посадок – листва. Используя различия в размерах и форме листвы, можно создавать привлекательные живые картины, декоративные весь сезон. Это справедливо не только для деревьев и кустарников, но и для травянистых растений. Классический вариант контраста – сочетание хвойных и лиственных культур. Посаженные вместе растения с округлой крупной листвой (хоста, бадан) и с узкой мечевидной зеленью, как у ирисов, – другой распространённый вариант. Контрастны сочетания тёмной и светлой листвы.
Можно строить контраст и на сочетаниях крупных листьев с мелкими. Если растения с мелкой листвой расположены на заднем плане, то это зрительно расширяет пространство, на переднем – сужает.
Когда вы разберётесь с объёмной структурой сада, настанет очередь цветовой гаммы. Частично выбор вы уже сделали, – цветущие деревья и кустарники, жёлтые и голубые хвойные. Теперь же дошла очередь до травянистых растений. Осмелюсь повториться: «Деревья создают скелет сада, кустарники наполняют его плотью. А вот цветущие растения, особенно травянистые – это одеяние сада, которое позволяет добавить ему шарма и обаяния, а также менять «наряды» в течение всего сезона. Как и одежда, они могут скрыть какие‑то изъяны или подчеркнуть достоинства, но зима (как ночь) оставит вас наедине с рождённой наготой, и она не должна вас разочаровать» (№ 3, 2020 год).
«Одевание» сада – захватывающий процесс. Вы создаёте «одежду» на разные сезоны, а, следовательно, можно менять цветовые гаммы. И здесь у всех свои предпочтения.
Я не люблю яркие краски, от них устаёшь. Одно дело – алые розы в парке, они притягивают взгляд и вызывают радостные эмоции.
Они прекрасны, если заехал в сад ненадолго. Но если ты живёшь в саду, то эта яркость, повышенная темпераментность начинают утомлять, появляется желание «выключить» яркий свет. Поэтому в такой цветник стоит добавлять растения со светлой ахроматической окраской (белые, серебристые, сероватые). Хотя это дело вкуса. Я больше предпочитаю пастельные тона. Но ранней весной, когда сад оживает, мне нравятся яркие луковичные: красные, жёлтые тюльпаны, ярко‑жёлтые нарциссы, правда, к ним добавляются и белые сорта. После зимы хочется яркого праздника.
Разбирать подробно законы создания композиций и цветовых решений не позволяют рамки статьи. Кому это важно, тот легко сможет найти это в книгах, которых теперь множество. Часто садоводы полагаются на свои интуицию и вкус и на те визуальные образы садов, которые они встречали. Увлекательность садоводства в том и состоит, что вы имеете возможность постоянно что‑то менять, добавлять, исправлять и учиться на своих ошибках. Говорят, что умные люди учатся на чужих ошибках и только дураки на своих. На самом деле дураки ничему не учатся, а умные быстро делают правильные выводы и исправляют свои ошибки, создавая иллюзию, что они не ошибаются. Ведь только «опыт, сын ошибок трудных» делает нас умнее.
Следует учесть и другой важный момент – чтобы сад был красивым, необходимо, чтобы растения в нём выглядели ухоженными и здоровыми. А для этого необходимо заложить в саду надёжный фундамент. Об этом важном моменте практически не упоминается в книгах о ландшафтном дизайне. Этой важной теме посвятим следующую публикацию.
Е. А. Писарев, коллекционер растений, г. Москва
Фото автора