Как тепличному комбинату найти и удержать молодого специалиста?

21 мая 2023

Лояльность будущих сотрудников – часть маркетинга и HR-бренда любой компании. Но проблема нехватки кадров в сфере АПК обсуждается каждый год.

Министерство сельского хозяйства РФ сообщает, что ежегодно из аграрных вузов выпускается около 60 тысяч дипломированных специалистов, причем доля трудоустроенных составляет около 78%. Но дефицит квалифицированных кадров все равно сохраняется. Особенно остро этот вопрос стоит для тепличных комбинатов, ведь в некоторых профильных учебных заведениях предметов по защищенному грунту и вовсе нет в программе.

Мы решили собрать мнения всех заинтересованных сторон, чтобы выяснить, как складывается ситуация на самом деле, как комбинату рассказать о себе и привлечь хороших сотрудников.

Светлана, студентка ГПОУ ТО «ТСХК им. И.С. Ефанова» по направлению «Агрономия»

Почему Вы выбрали профессию агронома?

Можно на этот вопрос ответить одной фразой: «Я люблю землю». Представьте, вы посадили маленькое семечко, и из него вырастает куст или дерево. Для меня этот процесс всегда был интересен в мельчайших подробностях: что именно происходит до момента, когда на растении появится красочный бутон или плод, что влияет на его рост, какие принципы здесь применимы и многое другое.

Я родилась в деревне и до сих пор живу «на земле». Моя семья, как и вся деревня, всегда выращивали овощи и фрукты для собственного потребления. Но здесь можно было встретить и особый тип специалистов – агрономов, которые работали в колхозах. Это были профессионалы своего дела и очень уважаемые люди, к которым прислушивались. Вокруг агрономов словно был ореол таинственности из-за их особых знаний. С тех пор у меня появилось жгучее желание узнать то, что знают они.

Как СХК мог бы улучшить процесс обучения по теме защищенного грунта?

Всё просто: практика, практика и практика! Всем учащимся было бы полезно вживую увидеть и попробовать на деле, что такое промышленная теплица. Выезд на предприятие с осмотром и экскурсией, которая проведена компетентным сотрудником тепличного комбината.

Каким Вы видите развитие вашей карьеры после вуза?

Очень хотелось бы по окончанию колледжа продолжить обучение, узнать ещё больше о профессии. На данный момент я, еще на защитив диплом, уже обладаю гораздо большими знаниями, чем многие советчики из интернета, порой вызывающие смех из-за некомпетентности. Хотите узнать, как получить с одного куста два ведра отборных томатов? Обращайтесь ко мне! (смеется).

Независимо от того, стану ли я агрономом на предприятии, открою сообщество с консультациями в интернете или, несомненно, применю знания в собственном огороде, я уверена, что жажда познания мира растений и грибов, именуемая «агрономия», останется со мной навсегда!

Курсы повышения квалификации: «Современные технологии в производстве свежей зелени на рассадно-салатных линиях». Проведение мастер-класса по посеву и напитыванию пробок для салата. Занятия ведет Алексей Десяткин (в центре), специалист по агрономическому сопровождению ЭКОВЕР ГРУНТ
Курсы повышения квалификации: «Современные технологии в производстве свежей зелени на рассадно-салатных линиях». Проведение мастер-класса по посеву и напитыванию пробок для салата. Занятия ведет Алексей Десяткин (в центре), специалист по агрономическому сопровождению ЭКОВЕР ГРУНТ

Алла Гришко, преподаватель ГПОУ ТО «ТСХК им. И.С. Ефанова» по направлению «Агрономия»

Достаточно ли времени в учебном плане времени уделяется теме защищенного грунта?

Овощеводство является трудоемкой отраслью сельскохозяйственного производства, но с каждым годом демонстрирует ускоренное развитие в нашей стране. В связи с этим в тепличные комплексы требуется все большее количество специалистов, которые владеют агротехнологиями возделывания культур в защищенном грунте и умеют обращаться с современным тепличным оборудованием. Поэтому подготовка кадров в учебных заведениях является важной составляющей успеха развития АПК. К сожалению, теме защищенного грунта в учебном плане специальности «Агрономия» уделяется недостаточно времени. Из 60 часов аудиторных занятий тема защищенного грунта занимает лишь четвертую часть.

Конечно, чтобы разбираться в современных агротехнологиях возделывания культур и тепличном оборудовании, необходимо получить знания как теоретические, так и практические. Соответственно, на усвоение этих знаний требуется больше времени.

Получают ли студенты практический опыт в теплицах во время учебы?

В процессе обучения важным этапом для учащихся является приобретение практических навыков непосредственно на производстве. В колледже со 2 курса и по завершению обучения учебным планом предусмотрена производственная практика. Студенты получают практические умения на сельскохозяйственных предприятиях, в том числе и в теплицах.

Есть ли прямое взаимодействие между СХК и тепличными комбинатами региона? Помогают ли ТК в обучении?

Система социального партнерства колледжа и тепличных хозяйств позволяет напрямую взаимодействовать, что повышает качество подготовки молодых специалистов. Но в нашем регионе тепличных комплексов очень мало, поэтому не все студенты могут пройти практику в защищенном грунте. Еще одна причина сложности прохождения практики в теплицах – это удаленность от мест проживания учащихся, из-за чего возникают трудности с транспортом.

Асия Давлетбаева, менеджер проекта ЭКОВЕР ГРУНТ
Асия Давлетбаева, менеджер проекта ЭКОВЕР ГРУНТ

Алексей, заместитель главного агронома в тепличном комбинате, Челябинская область

Почему Вы выбрали профессию агронома?

После школы я задумался о профессии, которая была бы всегда востребована. Когда начал изучать специальности, то столкнулся с большим выбором учебных заведений и профессий, поэтому трудно было сразу принять верное решение. Во время поисков случайно по местному телеканалу я увидел сюжет о том, что Минсельхоз начинает крупное субсидирование сельской местности. Также в сообщении говорилось о существенном росте зарплат среди персонала на сельхозпредприятиях.

Причем в сюжете был особый акцент на нехватку кадров с высшим образованием в АПК. Для молодых специалистов при устройстве на работу в сельской местности давали дом для проживания, а если стаж составит более 5 лет, то открывалась возможность получить свидетельство на право собственности. Мне показалось это важным доводом в пользу профессии агронома.

Много ли внимания уделяется защищенному грунту в учебной программе?

Во время моей учебы в ВУЗе нам не рассказывали про защищенный грунт вообще. Лекции были только про открытый грунт (зерновые и пропашные культуры). Про технологии защищенного грунта я узнал в момент выпуска, когда получил приглашение на работу от одного из тепличных комбинатов Челябинской области.

Как началась Ваша карьера агронома? С какими трудностями пришлось столкнуться?

Моя карьера началась по специальности «агроном по защите растений». Я сразу же столкнулся с огромным количеством информации и особенностей, которые не встречались во время учебы на открытом грунте. Как результат, существенно расширил для себя понятие «Интегрированная защита растений», изучив и освоив применение энтомофагов, биопрепаратов, химической и механической защиты растений, направленной на распространение и преждевременное появление вредителей и болезней.

Главная трудность для меня заключалась в нехватке информации о защищенном грунте после ВУЗа. Пришлось навёрстывать её из вне: от наставников, своего руководителя, из книг, интернета, форумов и семинаров. Улучшив теоретические знания и добавив практику, уже через несколько лет я смог стать заместителем главного агронома. Если тебе интересен процесс, ты готов учиться и следить за технологиями, то твой прогресс и путь по карьерной лестнице в АПК может быть быстрее, чем во многих других отраслях производства.

Как тепличному комбинату найти и удержать молодого специалиста?

Асия Давлетбаева, менеджер проекта ЭКОВЕР ГРУНТ

Общаясь с молодыми агрономами по всей стране и СНГ, мы замечаем, что на старте карьеры у таких кадров почти нет знаний о современных технологиях защищенного грунта, использования минераловатных субстратов, стратегии поливов и др. Все осваивается только на опыте и с помощью старших коллег. Поэтому в своей компании мы уже выработали стратегию по работе с такими специалистами.

В первую очередь мы поддерживаем семинары, конференции и вебинары по повышению квалификации агрономов или студентов. Наши спикеры на реальных примерах разбирают практику защищенного грунта и помогают с выбором субстрата. Причем многие вебинары и семинары для специалистов проводятся бесплатно, что снимает дополнительный барьер для развития карьеры. И это отличный способ для компании или комбината заявить о себе на новую аудиторию.

Для самых распространенных культур нами разработаны стратегии поливов, досвечивания, температурного режима для разных стадий культуры. Эту информацию можно найти на нашем сайте в открытом доступе. Делиться информацией, стать источником полезных и актуальных знаний – еще один путь по привлечению потенциальных сотрудников.

Автор: Асия ДАВЛЕТБАЕВА, менеджер проекта ЭКОВЕР ГРУНТ