Как тепличному комбинату найти и удержать молодого специалиста?
Лояльность будущих сотрудников – часть маркетинга и HR-бренда любой компании. Но проблема нехватки кадров в сфере АПК обсуждается каждый год.
Министерство сельского хозяйства РФ сообщает, что ежегодно из аграрных вузов выпускается около 60 тысяч дипломированных специалистов, причем доля трудоустроенных составляет около 78%. Но дефицит квалифицированных кадров все равно сохраняется. Особенно остро этот вопрос стоит для тепличных комбинатов, ведь в некоторых профильных учебных заведениях предметов по защищенному грунту и вовсе нет в программе.
Мы решили собрать мнения всех заинтересованных сторон, чтобы выяснить, как складывается ситуация на самом деле, как комбинату рассказать о себе и привлечь хороших сотрудников.
Светлана, студентка ГПОУ ТО «ТСХК им. И.С. Ефанова» по направлению «Агрономия»
Почему Вы выбрали профессию агронома?
Можно на этот вопрос ответить одной фразой: «Я люблю землю». Представьте, вы посадили маленькое семечко, и из него вырастает куст или дерево. Для меня этот процесс всегда был интересен в мельчайших подробностях: что именно происходит до момента, когда на растении появится красочный бутон или плод, что влияет на его рост, какие принципы здесь применимы и многое другое.
Я родилась в деревне и до сих пор живу «на земле». Моя семья, как и вся деревня, всегда выращивали овощи и фрукты для собственного потребления. Но здесь можно было встретить и особый тип специалистов – агрономов, которые работали в колхозах. Это были профессионалы своего дела и очень уважаемые люди, к которым прислушивались. Вокруг агрономов словно был ореол таинственности из-за их особых знаний. С тех пор у меня появилось жгучее желание узнать то, что знают они.
Как СХК мог бы улучшить процесс обучения по теме защищенного грунта?
Всё просто: практика, практика и практика! Всем учащимся было бы полезно вживую увидеть и попробовать на деле, что такое промышленная теплица. Выезд на предприятие с осмотром и экскурсией, которая проведена компетентным сотрудником тепличного комбината.
Каким Вы видите развитие вашей карьеры после вуза?
Очень хотелось бы по окончанию колледжа продолжить обучение, узнать ещё больше о профессии. На данный момент я, еще на защитив диплом, уже обладаю гораздо большими знаниями, чем многие советчики из интернета, порой вызывающие смех из-за некомпетентности. Хотите узнать, как получить с одного куста два ведра отборных томатов? Обращайтесь ко мне! (смеется).
Независимо от того, стану ли я агрономом на предприятии, открою сообщество с консультациями в интернете или, несомненно, применю знания в собственном огороде, я уверена, что жажда познания мира растений и грибов, именуемая «агрономия», останется со мной навсегда!
Алла Гришко, преподаватель ГПОУ ТО «ТСХК им. И.С. Ефанова» по направлению «Агрономия»
Достаточно ли времени в учебном плане времени уделяется теме защищенного грунта?
Овощеводство является трудоемкой отраслью сельскохозяйственного производства, но с каждым годом демонстрирует ускоренное развитие в нашей стране. В связи с этим в тепличные комплексы требуется все большее количество специалистов, которые владеют агротехнологиями возделывания культур в защищенном грунте и умеют обращаться с современным тепличным оборудованием. Поэтому подготовка кадров в учебных заведениях является важной составляющей успеха развития АПК. К сожалению, теме защищенного грунта в учебном плане специальности «Агрономия» уделяется недостаточно времени. Из 60 часов аудиторных занятий тема защищенного грунта занимает лишь четвертую часть.
Конечно, чтобы разбираться в современных агротехнологиях возделывания культур и тепличном оборудовании, необходимо получить знания как теоретические, так и практические. Соответственно, на усвоение этих знаний требуется больше времени.
Получают ли студенты практический опыт в теплицах во время учебы?
В процессе обучения важным этапом для учащихся является приобретение практических навыков непосредственно на производстве. В колледже со 2 курса и по завершению обучения учебным планом предусмотрена производственная практика. Студенты получают практические умения на сельскохозяйственных предприятиях, в том числе и в теплицах.
Есть ли прямое взаимодействие между СХК и тепличными комбинатами региона? Помогают ли ТК в обучении?
Система социального партнерства колледжа и тепличных хозяйств позволяет напрямую взаимодействовать, что повышает качество подготовки молодых специалистов. Но в нашем регионе тепличных комплексов очень мало, поэтому не все студенты могут пройти практику в защищенном грунте. Еще одна причина сложности прохождения практики в теплицах – это удаленность от мест проживания учащихся, из-за чего возникают трудности с транспортом.
Алексей, заместитель главного агронома в тепличном комбинате, Челябинская область
Почему Вы выбрали профессию агронома?
После школы я задумался о профессии, которая была бы всегда востребована. Когда начал изучать специальности, то столкнулся с большим выбором учебных заведений и профессий, поэтому трудно было сразу принять верное решение. Во время поисков случайно по местному телеканалу я увидел сюжет о том, что Минсельхоз начинает крупное субсидирование сельской местности. Также в сообщении говорилось о существенном росте зарплат среди персонала на сельхозпредприятиях.
Причем в сюжете был особый акцент на нехватку кадров с высшим образованием в АПК. Для молодых специалистов при устройстве на работу в сельской местности давали дом для проживания, а если стаж составит более 5 лет, то открывалась возможность получить свидетельство на право собственности. Мне показалось это важным доводом в пользу профессии агронома.
Много ли внимания уделяется защищенному грунту в учебной программе?
Во время моей учебы в ВУЗе нам не рассказывали про защищенный грунт вообще. Лекции были только про открытый грунт (зерновые и пропашные культуры). Про технологии защищенного грунта я узнал в момент выпуска, когда получил приглашение на работу от одного из тепличных комбинатов Челябинской области.
Как началась Ваша карьера агронома? С какими трудностями пришлось столкнуться?
Моя карьера началась по специальности «агроном по защите растений». Я сразу же столкнулся с огромным количеством информации и особенностей, которые не встречались во время учебы на открытом грунте. Как результат, существенно расширил для себя понятие «Интегрированная защита растений», изучив и освоив применение энтомофагов, биопрепаратов, химической и механической защиты растений, направленной на распространение и преждевременное появление вредителей и болезней.
Главная трудность для меня заключалась в нехватке информации о защищенном грунте после ВУЗа. Пришлось навёрстывать её из вне: от наставников, своего руководителя, из книг, интернета, форумов и семинаров. Улучшив теоретические знания и добавив практику, уже через несколько лет я смог стать заместителем главного агронома. Если тебе интересен процесс, ты готов учиться и следить за технологиями, то твой прогресс и путь по карьерной лестнице в АПК может быть быстрее, чем во многих других отраслях производства.
Асия Давлетбаева, менеджер проекта ЭКОВЕР ГРУНТ
Общаясь с молодыми агрономами по всей стране и СНГ, мы замечаем, что на старте карьеры у таких кадров почти нет знаний о современных технологиях защищенного грунта, использования минераловатных субстратов, стратегии поливов и др. Все осваивается только на опыте и с помощью старших коллег. Поэтому в своей компании мы уже выработали стратегию по работе с такими специалистами.
В первую очередь мы поддерживаем семинары, конференции и вебинары по повышению квалификации агрономов или студентов. Наши спикеры на реальных примерах разбирают практику защищенного грунта и помогают с выбором субстрата. Причем многие вебинары и семинары для специалистов проводятся бесплатно, что снимает дополнительный барьер для развития карьеры. И это отличный способ для компании или комбината заявить о себе на новую аудиторию.
Для самых распространенных культур нами разработаны стратегии поливов, досвечивания, температурного режима для разных стадий культуры. Эту информацию можно найти на нашем сайте в открытом доступе. Делиться информацией, стать источником полезных и актуальных знаний – еще один путь по привлечению потенциальных сотрудников.
Автор: Асия ДАВЛЕТБАЕВА, менеджер проекта ЭКОВЕР ГРУНТ