Подготовка селекционеров в России
Резюме:
Представление о селекционере как об ученом, улучшающем генетический материал и разрабатывающем новые сорта, устарело. Селекция превратилась в сферу деятельности для управления количественными признаками и популяциями, охватывающую методы молекулярной генетики и геномики, бизнес- и маркетинговые стратегии и охрану интеллектуальной собственности.
Все чаще специалисты из государственного сектора переходят в частный, поэтому нарастает проблема с качеством подготовки кадров для современных селекционных программ.
В России нет отдельного профессионального стандарта «Селекционер растений». Аграрный университет призван выполнять функции образовательные, научно-исследовательские и связи науки с производством, однако регламентация доли участия преподавателя в каждой отсутствует. Доведения зарплат до 200% от средней по региону «достигается» переводом работников на неосновные должности без смены функционала, сокращением ставок при сохранении нагрузки. Действующая система регулирования образовательного процесса не дает возможности отечественным вузам оперативно реагировать на требования рынка к квалификации выпускников. Происходящее в системе образования является результатом своеобразного понимания министерствами «болонского процесса». Делается вывод, что нехватка селекционеров останется одним из основных факторов сдерживания развития отечественного АПК.
Россия – единственная среди десяти крупнейших стран-производителей аграрной продукции, чьи профильные ВУЗы не входят в основные мировые рейтинги высших учебных заведений. По данным ЮНЕСКО в 1991 г. страна занимала 3-е место в мировом рейтинге по уровню образования. Перейдя на Болонскую систему, опустилась на 30-е место.
Образование – главный локомотив повышения его конкурентоспособности. Дальнейшее развитие АПК невозможно без коренного улучшения подготовки специалистов и, в частности, селекционеров.
Под селекцией понимают целенаправленные манипуляции с генетическим материалом посредством гибридизации, мутаций и т.д. для расширения генетического разнообразия и последующим отбором генотипов, представляющих экономическую ценность для сельского хозяйства.
Однако традиционное представление о селекционере как об ученом, улучшающем генетический материал (гермоплазму) и разрабатывающем новые сорта, устарело.
Современный селекционер должен обладать большим разнообразием высокотехнологичных знаний и компетенций, позволяющих улучшать хозяйственно ценные признаки растений.
Из науки применения генетических принципов и методов по созданию сортов и гибридов, отвечающих потребностям человека, селекция превратилась в сферу деятельности для управления количественными признаками и популяциями, охватывающую методы молекулярной генетики и геномики, бизнес- и маркетинговые стратегии и охрану интеллектуальной собственности. То есть современная селекция – синергия науки, искусства и бизнеса по улучшению растений на благо человека.
При формировании образовательных программ требуется понимать, кто является работодателем будущих специалистов, и какие виды работ они будут выполнять? В развивающихся странах и на развивающихся рынках селекционные программы развернуты, в основном, в государственном секторе. По данным Бразильского общества селекции растений, в Бразилии работают 342 селекционера, в том числе 94,7% в государственных учреждениях, а 5,3% – в частном секторе. По мере роста конкурентоспособности локальных и международных семенных компаний ситуация меняется на противоположную.
В США в 2001 г. в селекции трудилось 1706 селекционеров, в том числе 9,4% в государственном секторе (USDAARS) и 90,6% в частном.
Государственные селекционные учреждения имеют специфические ориентиры деятельности и руководствуются разными критериями ее эффективности по сравнению с частными селекционными компаниями. В нашей стране существует тенденция перехода специалистов из государственного сектора в частный, поэтому нарастает проблема с качеством подготовки кадров для современных селекционных программ. По данным Высшей Школы Экономики (ВШЭ) в селекционной работе учреждений структуры Министерства науки и высшего образования РФ трудится около 750 специалистов.
Программы высшего образования по различным специальностям в большинстве стран ориентированы на требования соответствующих профессиональных стандартов, чтобы обеспечить соответствие выпускников квалификационным требованиям, предъявляемым работодателями.
Специалисты в области растениеводства проходят обучение в соответствии с профессиональным стандартом «Агроном» (утвержден Приказом Минтруда РФ от 9 июля 2018 г.). Утвержденные профессиональные стандарты – в основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОСов). В РФ нет отдельного профессионального стандарта «Селекционер растений». В стране принято классическое понятие селекционера как специалиста, занимающегося узконаправленной деятельностью по выведению сортов «классическими» методами середины ХХ века.
Аналогично другим специальностям, российская система подготовки специалистов АПК соответствует Болонской системе и включает бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. После перехода на трехуровневую систему образования у большинства аграрных вузов произошло укрупнение специальностей по направлениям, что привело поначалу к тренду по закрытию кафедр селекции и семеноводства. Начиная с 2017 г., в аграрных вузах кафедры селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур начали возрождаться, а в некоторых создаваться по поручению профильного департамента Минсельхоза благодаря осознанию проблемы экспансии зарубежной селекции.
На сегодняшний день не менее 25 специализированных кафедр существуют в образовательных направлениях профиля «Селекция и семеноводство», из которых 12 не прекращали свою работу (в том числе во Воронежском ГАУ). В настоящий момент ведется пересмотр образовательных программ по уровню подготовки бакалавриата и магистратуры, однако отдельного фокуса на селекционные и биотехнологические дисциплины в них по-прежнему не предполагается.
Российские организации высшего профессионального образования могут самостоятельно добавлять специализацию к реализуемому ФГОС ВО. По уровню подготовки бакалавров в 2020 г. было 9 вузов (включая Воронежский ГАУ), реализующих специализированные профили в сфере селекции, семеноводства, генетики и биотехнологии растений; 9 вузов имели магистерские программы, 10 – аспирантуру. Специализированные образовательные программы подразумевают увеличенное количество часов дисциплин, связанных с селекцией, генетикой и биотехнологией растений на 20-35%.
В США единые образовательные государственные стандарты и единые квалификационные требования к выпускникам программ по селекции растений отсутствуют. Каждый университет формирует и представляет на сайте список требований к выпускникам. Нет единых образовательных стандартов по сельскохозяйственным наукам и в странах Евросоюза. На рынке труда востребованы специалисты начального уровня в области селекции растений со степенью бакалавра, но в большей степени со степенью магистра и, тем более, докторской степенью (PhD).
Наличие степени PhD – обязательное требование для карьерного роста в государственном и частном секторе, как и в высшей школе. Результатом обучения по программе PhD является проведение независимого публикуемого исследования по изучаемой теме, признанного научным сообществом, и защита диссертации. В США по направлению «Наука о растениях и культурах» (Plant & Crop Science) имеется 11 PhD-программ, существующих обычно наряду с университетскими магистерскими программами. В Европе не менее 5 подобных программ, главным образом, во Франции и Германии.
В нашей стране к системе третьей ступени высшего образования в области селекции и семеноводства можно отнести профильные специальности:
06.01.05 «Селекция и семеноводство» (сельскохозяйственные науки);
03.01.06 «Биотехнология» (биологические науки) и
03.02.07 «Генетика» (биологические науки).
Однако по сложившейся практике селекция и генетика недостаточно пересекаются в практической плоскости, а зачастую функционируют независимо друг от друга. Практикам-селекционерам довольно сложно принять в качестве руководства к действию теорию эколого-генетической организации количественных признаков (ТЭГОКП). В РФ среди действующих 19 советов основного профиля 06.01.05 «Селекция и семеноводство» 13 образованы при аграрных вузах, в т. ч. 10 – обособленных, 3 – в составе объединенных советов. Все три специальности (селекция и семеноводство, генетика, биотехнология) имеются лишь в РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева.
Различия в программах обучения в нашей стране и развитых странах отражают несовпадения в компетенциях, которые работодатели хотят видеть у выпускников. В РФ селекционером по-прежнему считают лишь того, кто занимается выведением сортов без глубокого понимания современных молекулярных, генетических и биохимических аспектов. Обязательная часть подготовки селекционеров за рубежом состоит из ключевых знаний и навыков, необходимых в реализации селекционных программ. В противовес этому обязательная часть российских программ в основном состоит из общих дисциплин, ряд из которых не имеет прямого отношения к селекции.
Продолжение статьи читайте в следующем номере журнала «ГАВРИШ»
автор: Сергей ГОНЧАРОВ, д.с.-х.н., профессор ФГБОУ ВО Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I